Образовательная программа
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения — Центра развития ребенка – детского сада первой категории №19 «Ивушка» г. Сальска (далее Программа) является нормативно-управленческим документом, обеспечивающим динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.
Цель данного документа – решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в МБДОУ, социальной ситуацией развития.
Разработка программы осуществлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 2930 от 18 октября 2012г. региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области серия 61Л01 №0000181. /Приложение к лицензии/.
Дошкольное образование в МБДОУ осуществляется в соответствии с настоящей основной общеобразовательной программой, разработанной на основе ФГОС ДО и Примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е.В.Соловьевой.
Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования. Разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.
Общеобразовательная программа МБДОУ №19 «Ивушка» г. Сальска представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие. Реализует права каждого ребёнка на качественное и доступное образование независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности, обеспечивает равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей.
Ведущая идея программы – развитие личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения. Осуществление образовательного процесса особенности климатических условий Ростовской области, традиций русской культуры.
Программа:
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;
- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- преемственна с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
В программе определены цели и задачи деятельности ДОУ по реализации программы в соответствии с социальным заказом родителей воспитанников.
В инвариантной части программы представлены:
- модель организации режима пребывания детей в образовательном учреждении;
- содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»;
- условия организации образовательного процесса;
- показатели развития, планируемые результаты освоения детьми программы;
- система коррекционно – развивающей работы – взаимодействие воспитателей со специалистами, задачи своевременной эффективной помощи детям с ОВЗ.
В вариативной части программы представлены:
- использование национально-регионального компонента в системе деятельности ДОУ в целях воспитания дошкольников на основе нравственно — патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края. Содержание регионального компонента обеспечивается программой «Лазоревая степь»;
- система работы с родителями воспитанников;
- содержание инновационной деятельности;
- взаимодействие ДОУ с социальными партнерами.
Возможность реализации Программы дошкольного образования обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:
- наличие высококвалифицированного кадрового потенциала в МБДОУ;
- материально-техническое оснащение МБДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований к созданию условий;
- создание образовательной развивающей среды, предполагающей активное использование культурно-образовательных ресурсов МБДОУ, микрорайона.
Срок реализации данной Программы: 5 лет.
Программа может корректироваться в связи с:
-
изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования;
-
изменениями образовательного запроса родителей;
-
изменениями структуры МБДОУ, видовой структуры групп;
-
изменениями условий реализации Программы в связи с изменением комплексно-тематического планирования, пополнением предметно-развивающей среды, оборудованием кабинетов специалистов, игротек, помещений специального назначения;
-
внедрением новых форм образования в МБДОУ.