Доступная среда.
Образование детей с ОВЗ и инвалидностью
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска осуществляется в соответствии с «Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения (текст док.см. ниже).
В МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска в 2021-2022 учебном году получали дошкольное образование 10 воспитанников с ОВЗ.
В МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
• использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
• специальных методов обучения и воспитания;
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ имеются условия для доступа инвалидов, которые включают в себя: пандус, тактильные таблички и плитку для слабовидящих людей, в санузле предусмотрен поручень для людей инвалидов.
В МБДОУ созданы оптимальные организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОО. Наряду с этим необходимо отметить, что создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей на сегодняшний день рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Так в штатном расписании ДОУ имеются 1 учитель — логопед и педагог- психолог, которые проводят диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывают коррекционно- развивающую помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов. Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
В МБДОУ функционирует служба ранней помощи для детей имеющих отставание в развитии и 1 группа комбинированной направленности, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющими нарушения речевого развития) в соответствии с образовательной программой ДОУ.
Положение о группе комбинированной направленности МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска
Основными задачами в работе группы комбинированной направленности являются:
- осуществление образовательной интеграции воспитанников с нарушениями речи путем создания условий для разнообразного общения детей в ДОУ;
- проведение коррекционно — педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- оказание необходимой коррекционно — педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающими от возрастной нормы;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения.
Комбинированные группы оснащены необходимыми учебно — наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы. Коррекционно — педагогическую помощь детям с ОВЗ оказывают учитель — логопед, педагог — психолог и другие специалисты через подгрупповые и индивидуальные формы работы.
Основные направления деятельности учителя-логопеда:
- планирование (совместно с другими специалистами) и организация целенаправленной организации детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
- консультирование воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
- координирование коррекционной психолого-педагогической и медицинской помощи детям с отклонениями в развитии; проведение совместных занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и т.п.);
- участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
- консультирование родителей (законных представителей) как при личной встрече, так и размещение консультаций на сайте ДОУ
- ведение необходимой документации.
Учитель-логопед проводит подгрупповые (длительностью 25-30 минут) и индивидуальные занятия (не более 10-15 минут) с воспитанниками, имеющими отклонения в речевом развитии или отстающими от возрастной нормы.
Основные направления деятельности воспитателя
Деятельность воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников.
- планирование и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
- планирование и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
- консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
- ведение необходимой документации.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:
- психологическое обследование воспитанников;
- участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье при личной встрече, либо размещение консультаций на сайте ДОУ;
- консультирование персонала группы;
- заполнение отчетной документации.
Основные направления деятельность музыкального руководителя
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:
- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
- проведение занятий со всеми воспитанниками группы;
- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
- ведение соответствующей документации.
Основные направления деятельности инструктора по физической культуре
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей, и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:
- планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досуга и развлечений;
- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
- ведение необходимой документации.
Основные направления деятельности медицинской сестры
По медицинским показаниям совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.
В МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска функционирует психолого-педагогический консилиум
Положение о ППк МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска
Психолого-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом образовательной организации и положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Психолого-педагогический консилиум — это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.
Психолого — педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачи ППк.
1. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения. 2. Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
3. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения дошкольного образования.
4. Контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Дорогие родители!
Появление малыша очень меняет жизнь всей семьи. С его рождением появляется множество новых забот, задач и вопросов. Подобрать подходящее питание, уберечь от болезней, найти хороший детский сад, вовремя разглядеть таланты и особенности малыша и найти возможность развивать их, стать хорошим примером и настоящим авторитетом для своего ребенка, найти деньги, силы и время которых хватит, чтобы делать все необходимое для его гармоничного роста и развития… Чтобы эффективно решать все эти задачи, необходимы чуткость, внимание, любовь, забота и командная работа всех членов семьи.
Так же происходит и с появлением в семье особого ребенка. Те же заботы, те же тревоги, та же необходимость в дружной семье.
Однако возникают у родителей особого ребенка и особые вопросы:
- как и где найти специалистов, которые могут помочь подготовить малыша к детскому саду и школе?
в обычные или специализированные детский садик и школу пойдет ребенок, какую форму обучения выбрать? - оформлять ли инвалидность и как?
- что ждет ребенка в будущем, какую профессию он получит и как будет жить самостоятельно?
- как общаться и заниматься с ним дома, чтобы помочь ему развиваться?
- как выходить на улицу, бывать в магазинах и общественных местах, ездить в общественном транспорте, встречаться с друзьями?
- как уберечь семью от стресса и отчуждения, избежать депрессий, самообвинений и взять контроль над ситуацией?
Часто бывает очень сложно в одиночку найти ответы на все эти вопросы.
Специалисты МБУ ЦППМСП Сальского района, образовательных организаций Сальского района готовы Вас выслушать и оказать квалифицированную психолого — педагогическую помощь Вам и вашему ребенку, помогут пониманием и советом, подскажут, куда обращаться за помощью. Они поддержат практически, методически, подскажут в какой форме и с какого возраста начать обучать ребенка.
https://cdik-salsk.my1.ru/
Местонахождение Центра: юридический адрес: 347630, Ростовская область, г. Сальск, ул. Первомайская, 20; фактический адрес: 347630, Ростовская область, г. Сальск, ул. Первомайская, 20.
Телефон: 8 (86372)73178
E-mail: cdik-salsk@yandex.ru