Образование детей с ОВЗ и инвалидностью

Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска осуществляется в соответствии с «Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения (текст док.см. ниже).
В МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска в 2019-2020 учебном году получали дошкольное образование 44 воспитанника с ОВЗ, в том числе 2 ребёнка — инвалида.

В МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
• использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
• специальных методов обучения и воспитания;
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ созданы оптимальные организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОО. Наряду с этим необходимо отметить, что создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей на сегодняшний день рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Так в штатном расписании ДОУ имеются 2 учителя — логопеда и педагог- психолог, которые проводят диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывают коррекционно- развивающую помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов. Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
В МБДОУ функционирует служба ранней помощи для детей имеющих имеющих отставание в развитии и 2 группы комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющими нарушения речевого развития) в соответствии с образовательной программой ДОУ.

Положение о группе комбинированной направленности МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска

Основными задачами в работе группы комбинированной направленности являются:

  • осуществление образовательной интеграции воспитанников с нарушениями речи путем создания условий для разнообразного общения детей в ДОУ;
  • проведение коррекционно — педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • оказание необходимой коррекционно — педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающими от возрастной нормы;
  • обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения.

Комбинированные группы оснащены необходимыми учебно — наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы. Коррекционно — педагогическую помощь детям с ОВЗ оказывают учитель — логопед, педагог — психолог и другие специалисты через подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Основные направления деятельности учителя-логопеда:

    • планирование (совместно  с другими специалистами) и организация целенаправленной организации детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
    • консультирование воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
    • координирование коррекционной психолого-педагогической и медицинской помощи детям с отклонениями в развитии; проведение совместных занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и т.п.);
    • участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
    • консультирование родителей (законных представителей) как при личной встрече, так и размещение консультаций на сайте ДОУ
    • ведение необходимой документации.

Учитель-логопед проводит подгрупповые (длительностью 25-30 минут) и индивидуальные занятия (не более 10-15 минут) с воспитанниками, имеющими отклонения в речевом развитии или отстающими от возрастной нормы.

 

Основные направления деятельности воспитателя

Деятельность воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников.

  •  планирование и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
  • планирование и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
  • обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
  • консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
  • ведение необходимой документации.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:

  • психологическое обследование воспитанников;
  • участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
  • проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
  • динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
  • проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье при личной встрече, либо размещение консультаций на сайте ДОУ;
  • консультирование персонала группы;
  • заполнение отчетной документации.

Основные направления деятельность музыкального руководителя

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:

  • взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
  • проведение занятий со всеми воспитанниками группы;
  • консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
  • ведение соответствующей документации.

Основные направления деятельности инструктора по физической культуре

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей, и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:

  •  планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досуга и развлечений;
  • оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
  • регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
  • ведение необходимой документации.

Основные направления деятельности медицинской сестры

По медицинским показаниям совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.

В МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска функционирует психолого-педагогический консилиум (ППк)

Психолого-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом образовательной организации и положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Психолого-педагогический консилиум — это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.
Психолого — педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников МБДОУ № 19 «Ивушка» г. Сальска, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.

Задачи ППк.
1. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения.                                                                                                                                                            2. Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
3. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения дошкольного образования.
4. Контроль за выполнением рекомендаций ППк.

 

 

 

Дорогие родители!

Появление малыша очень меняет жизнь всей семьи. С его рождением появляется множество новых забот, задач и вопросов. Подобрать подходящее питание, уберечь от болезней, найти хороший детский сад, вовремя разглядеть таланты и особенности малыша и найти возможность развивать их, стать хорошим примером и настоящим авторитетом для своего ребенка, найти деньги, силы и время которых хватит, чтобы делать все необходимое для его гармоничного роста и развития… Чтобы эффективно решать все эти задачи, необходимы чуткость, внимание, любовь, забота и командная работа всех членов семьи.

Так же происходит и с появлением в семье особого ребенка. Те же заботы, те же тревоги, та же необходимость в дружной семье.

Однако возникают у родителей особого ребенка и особые вопросы:

  • как и где найти специалистов, которые могут помочь подготовить малыша к детскому саду и школе?
    в обычные или специализированные детский садик и школу пойдет ребенок, какую форму обучения выбрать?
  • оформлять ли инвалидность и как?
  • что ждет ребенка в будущем, какую профессию он получит и как будет жить самостоятельно?
  • как общаться и заниматься с ним дома, чтобы помочь ему развиваться?
  • как выходить на улицу, бывать в магазинах и общественных местах, ездить в общественном транспорте, встречаться с друзьями?
  • как уберечь семью от стресса и отчуждения, избежать депрессий, самообвинений и взять контроль над ситуацией?

Часто бывает очень сложно в одиночку найти ответы на все эти вопросы.

Специалисты МБУ ЦППМСП Сальского района, образовательных организаций Сальского района готовы Вас выслушать и оказать квалифицированную психолого — педагогическую помощь Вам и вашему ребенку, помогут пониманием и советом, подскажут, куда обращаться за помощью. Они поддержат практически, методически, подскажут в какой форме и с какого возраста начать обучать ребенка.

https://cdik-salsk.my1.ru/

Местонахождение Центра: юридический адрес: 347630, Ростовская область, г. Сальск, ул. Первомайская, 20; фактический адрес: 347630, Ростовская область, г. Сальск, ул. Первомайская, 20.

Телефон: 8 (86372)73178

E-mail: cdik-salsk@yandex.ru